Религия – это стоматология (первая уличная акция)
Первая уличная акция состоялась 11 мая 2008 на паперти Казанского Собора и включала в себя чтение абсурдистских стихов в мегафон, пластику и раздачу листовок. Она была направлена как против имущественных и культурных претензий РПЦ (которые снова активизировались в связи с историей предъявления Русской Правосоавной Церковью имущественных претензий к РГГУ и продолжительным процессом лоббирования религиозного воспитания в учебных заведениях), так и была направлена на возвращение публичности стремительно сужающемуся публичному пространству.
Сама композиция Казанской площади и архитектура собора располагали к политическому действию со времен Плеханова. В феврале 1917 года именно к Казанскому собору приходят бастующие текстильщицы с Выборгской стороны (когда на тех выпускают казаков, которых в городе всегда не любили). Именно эти собор и площадь, расположенные на центральном проспекте потребления, ареала света и полусвета, в пространстве классового врага, стяжают славу отправной точки революции. В 90-е года, нынче порицаемые при каждом удобном, ступени Казанского собора также служили демократической площадкой для сбора самых различных групп, были своеобразной агорой.
Сегодня и собор и площадь обнесены решеткой. Городское пространство хотя бы на примере этого исторического места все больше начинает походить на туннели для циркуляции атомизированных индивидов от одного торгового центра к другому, чисто технически исключая саму возможность коллективного действия, шествия, собрания.
Мы не заводим плач о разрушении старинных дворцов. Мы создаем новую разметку городского пространства, не обусловленную топографией новых дворцов консьюмеризма.
В акции также участвовали: активисты ДСПА и театр танца «Верхотура»
Во время акции раздавалась листовка следующего содержания:
Священное негодование как форма борьбы с гуманитарным знанием?
— На протяжении уже нескольких лет в учебных заведениях страны вводится православное воспитание. Это противоречит как светскому статусу государственного образования, так и широко тиражируемому тезису о веротерпимости в многоконфессиональной стране.
— Русская православная церковь предъявила имущественные права Российскому Государственному Гуманитарному Университету. Аудитории оказались монастырскими владениями. Суд удовлетворил требования истца и вот в апреле 2008 года в учебное заведение являются не только судебные приставы, но и отряд казаков, исполненных священного негодования. Если с Нового времени церковь мыслила своим основным врагом естественнонаучное знание, то сегодня священное негодование направляется на знание гуманитарное.
Нужно сказать, что сегодня церковь давно выступает в роли субъекта недвижимости, а не «субъекта духа». Церковь будто не претендует на многое, а смиряется со статусом отдельного игрока в коммерческом поле.
Однако появляющиеся сегодня имущественные претензии подобного масштаба следовало бы рассматривать скорее как пропорциональные претензиям ментальным. Кроме того ряд проведенных мероприятий, крупнейшее из которых введение религиозного воспитания в учебных заведениях, не позволяет уже не видеть в этом отчетливых притязаний на культурную гегемонию, являющуюся в конечном счете инструментом материальных интересов, возможно, только большего масштаба и более долгосрочной перспективы.
Секуляризация монастырских владений и отделение церкви от государства, последовательно осуществлявшиеся с эпохи Просвещения и шедшие параллельно с развитием научного знания и формированием демократического общества во всей Европе, включая Россию, наталкивается сегодня на ультрареакционные меры со стороны института церкви, вновь стремящегося срастись с институтом государством. Этот бизнес-проект сулит обоим институтам долгосрочные материальные выгоды.
Культурная гегемония, таким образом, есть лишь обратная сторона гегемонии господствующих производственных отношений.
Наша протестная акция направлена против культурных и имущественных претензий РПЦ, замкнутых друг на друга и угрожающих сегодня как возможности получения гуманитарного образования, так и успеху формирования гражданского общества в России.
Текст задействованного стихотворения