Религия – это стоматология (первая уличная акция)

Posted: Октябрь 26, 2010 in Религия - это стоматология

Первая уличная акция состоялась 11 мая 2008 на паперти Казанского Собора и включала в себя чтение абсурдистских стихов в мегафон, пластику и раздачу листовок. Она была направлена как против имущественных и культурных претензий РПЦ (которые снова активизировались в связи с историей предъявления Русской Правосоавной Церковью имущественных претензий к РГГУ и продолжительным процессом лоббирования религиозного воспитания в учебных заведениях), так и была направлена на возвращение публичности стремительно сужающемуся публичному пространству.

Сама композиция Казанской площади и архитектура собора располагали к политическому действию  со времен Плеханова. В феврале 1917 года именно к Казанскому собору приходят бастующие текстильщицы с Выборгской стороны (когда на тех выпускают казаков, которых в городе всегда не любили). Именно эти собор и площадь, расположенные на центральном проспекте потребления, ареала света и полусвета, в пространстве классового врага, стяжают славу отправной точки революции. В 90-е года, нынче порицаемые при каждом удобном, ступени Казанского собора также служили демократической площадкой для сбора самых различных групп, были своеобразной агорой.

Сегодня и собор и площадь обнесены решеткой. Городское пространство хотя бы на примере этого исторического места все больше начинает походить на туннели для циркуляции атомизированных индивидов от одного торгового центра к другому, чисто технически исключая саму возможность коллективного действия, шествия, собрания.

Мы не заводим плач о разрушении старинных дворцов. Мы создаем новую разметку городского пространства, не обусловленную топографией новых дворцов консьюмеризма.

В акции также участвовали: активисты ДСПА и театр танца «Верхотура»

Во время акции раздавалась листовка следующего содержания:

Священное негодование как форма борьбы с гуманитарным знанием?

—         На протяжении уже нескольких лет в учебных заведениях страны вводится православное воспитание. Это противоречит как светскому статусу государственного образования, так и широко тиражируемому тезису о веротерпимости в многоконфессиональной стране.

—         Русская православная церковь предъявила имущественные права Российскому Государственному Гуманитарному Университету. Аудитории оказались монастырскими владениями. Суд удовлетворил требования истца и вот в апреле 2008 года в учебное заведение являются не только судебные приставы, но и отряд казаков, исполненных священного негодования. Если с Нового времени церковь мыслила своим основным врагом естественнонаучное знание, то сегодня священное негодование направляется на знание гуманитарное.

Нужно сказать, что сегодня церковь давно выступает в роли субъекта недвижимости, а не «субъекта духа». Церковь будто не претендует на многое, а смиряется со статусом отдельного игрока в коммерческом поле.

Однако появляющиеся сегодня имущественные претензии подобного масштаба следовало бы рассматривать скорее как пропорциональные претензиям ментальным. Кроме того ряд проведенных мероприятий, крупнейшее из которых введение религиозного воспитания в учебных заведениях, не позволяет уже не видеть в этом отчетливых притязаний на культурную гегемонию, являющуюся в конечном счете инструментом материальных интересов, возможно, только большего масштаба и более долгосрочной перспективы.

Секуляризация монастырских владений и отделение церкви от государства, последовательно осуществлявшиеся с эпохи Просвещения и шедшие параллельно с развитием научного знания и формированием демократического общества во всей Европе, включая Россию, наталкивается сегодня на ультрареакционные меры со стороны института церкви, вновь стремящегося срастись с институтом государством. Этот бизнес-проект сулит обоим институтам долгосрочные материальные выгоды.

Культурная гегемония, таким образом, есть лишь обратная сторона гегемонии господствующих производственных отношений.

Наша протестная акция направлена против культурных и имущественных претензий РПЦ, замкнутых друг на друга и угрожающих сегодня как возможности получения гуманитарного образования, так и успеху формирования гражданского общества в России.

Текст стихотворения

Вначале слово было только у немногих,
И поэтому речь шла о них же.
Большинству просто не давали открыть рот,
И поэтому они и не знали никаких других слов.

Но вскоре массы заговорили и тогда выяснилось,
Что все изреченное есть ложь,
Но поскольку заткнуть рот многим уже все равно не удалось бы,
Пришлось создать институт контроля за ртами.

Итак: Религия – это Стоматология.
Она настаивает не ежедневном отправлении культа –
утром после еды и вечером перед сном.
Также полагается два раза в год показываться
специалисту для профилактического осмотра.
Она уверяет, что вы все равно обратитесь к ней,
особенно, если слишком долго были беспечны.

И вы действительно начинаете чувствовать,
что все окружающее лишь суета сует,
что мир, расположенный за границами полости рта,
иллюзорен, что его как бы нет.
Что вы совсем запустили самое дорогое
(а этот сервис и вправду недешев),
ведь что бы ни говорили,
каждый из нас умирает наедине со своими
зубами.
И каждого из нас на Страшном Приеме спросят,
заботился ли он об их спасении,
а как нет, то ему уже поздно будет взывать к deus ex бор-machina.

Вначале слово было у немногих,
и поэтому речь шла о них же.

Когда угнетенные заговорили,
придрались к их запаху изо рта.

Так появилась Стоматология.
Так появилась Церковь.
И многие прочие богоугодные заведения.

И пока мы будем стоять с открытыми ртами,
они продолжат орудовать.

Реклама
Комментарии
  1. Отличная акция! В Литве с недавних пор католическая церковь пытается определять функции публичных пространств — в первую очередь пытаясь регламентировать поведение горожан на основной площади города Вильнюса.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s