Интервью Романа Осминкина сайту Neva24

Posted: Октябрь 25, 2012 in О Лаборатории

Вообще словом, художественными акциями можно что-то изменить или Вы не ставите перед собой такую цель?

Искусство само по себе не может изменить ход истории, но способно играть активную роль в таком изменении. Здесь самый важный вопрос: почему в нашем обществе такая болезненная реакция на художественные акции и почему сами акции все радикальнее день ото дня? Не из-за отсутствия ли обычных, в чем-то даже рутинных и скучных демократических процедур выражения своего мнения, отстаивания своих прав? Почему лидерам независимых профсоюзов подбрасывают наркотики, а экологи вынуждены лезть под бульдозеры? Радикальный – значит смотрящий в корень вещей. Если для того, чтобы общество заговорило о назревшей проблеме, нужны сегодня такие поступки, как пляски в главном храме страны, значит, дела совсем плохи. Если я скажу, что мы не ставим своими акциями никаких целей, то это будет безответственное прекраснодушие.

Мы ничему не научились, история повторяется одновременно и как трагедия, и как фарс. И тут уже не до степени художественности той или иной акции. В конце концов само понятие художественности сегодня требует пересмотра: эстетика обладает собственной автономией, но где она заканчивается, никто точно не скажет. Самое удачное и попадающее в свое время произведение или акция – это как раз работа на границе художественного и политического, приватного и публичного, эстетического и этического. Как только зритель может верифицировать что-либо по разряду политики, он пугается, по разряду искусства – скучает. Если процесс восприятия художественного продукта уходит в прошлое, то на его место пришел процесс рефлексии: искусство это или нет? И в сотый раз: а что есть искусство сегодня в таком случае?

В России поэту приходится выживать или Вам удается заработать творчеством?

Поэзией как ремеслом прожить, конечно, невозможно. Редкие гонорары – не выход. Поэт должен быть голодным – это правда. Но, живя в обществе с денежной системой, невозможно быть свободным от него. Отсюда постоянный труд и творческие поиски. Приятно, когда труд и творчество находят себя, как, например, в издаваемом нами альманахе «Транслит» и Свободном марксистском издательстве поэтической серии KRAFT. Мы издаем на свои деньги и продаем с наценкой, дабы напечатать следующую книгу. Многие думают, что это левое ханжество, но мы ничего не скрываем и говорим прямо: да, в капиталистическом мире на бумагу и краску нужны средства. И лучше мы их заработаем сами, чем примем подачку от непонятных спонсоров.

Есть ли для Вас авторитеты в литературе, искусстве, кинематографе?

Авторитеты – не очень подходящее здесь слово. Есть люди, очень много людей, у которых мне хочется учиться. В разные моменты времени это разные люди. Иногда это вовсе не люди, а отдельные книги, фильмы, произведения искусства. Сейчас для меня актуален как никогда опыт поэта, художника и мыслителя Дмитрия Пригова. Он создал многоуровневый проект самого себя, как агента, медиатора и реализатора социокультурных, эстетических и поведенческих функций. Тем самым он демократизировал сам доступ к языку для каждого и расширил возможности искусства говорить о вещах, которые его, казалось бы, не касаются. Сделал предметом искусства буквально любой опыт человеческой деятельности, вывел из тени «молчания» все профанное, которому до этого не давали голоса хранители сакральных культурных кодов. К этому я сегодня стремлюсь по мере сил.

полностью на Neva24

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s